Часть 1. Майк Сеньор: Ошибки часто допускаемые при сведении.
1. Ритмические и высотные ошибки.
Вероятно, это самая общая слабость доморощенных миксов. Нравится Вам это или нет, но в наши дни общественность привыкла к противоестественной высотной и ритмической точности. Конечно, свободное человеческое исполнение это хорошо, но небрежность в данном вопросе – один из самых быстрых путей заставить свой микс звучать как демо-запись. К сожалению, более чем в 90% любительских треков я слышу эту проблему. И причина здесь в том, что этому вопросу не уделялось достаточного внимания во время репетиций, трекинга, наложений и редактирования. Кроме того, даже если люди и применяют некую серьёзную обработку на стадии редактирования/сведения, лишь небольшой процент из них добивается действительно приличных результатов, поскольку это весьма сложная и кропотливая работа, требующая совершенного владения всем доступным инструментарием.
Частично, это объясняет, почему некоторые люди занимают резко негативную позицию относительно такой коррекции. Вероятно, самая частая жалоба – это то, что такая тактика убивает эмоции в музыке. Я же считаю, что хорошая корректирующая обработка приносит только пользу, поскольку она предназначена для погрешностей, мешающих музыке, и не затрагивает то, что её поддерживает. Понятно, что нужно с осторожностью пользоваться этими инструментами и стараться не заходить слишком далеко. Вот некоторые советы, которые помогут на этом тернистом пути:
• Ритмическая коррекция – это не просто выравнивание всего и вся по тактовой сетке. Скорее, это устранение или уменьшение ритмических разногласий между отдельными партиями аранжировки. На мой взгляд, в большинстве случаев, сигналограммы барабанных треков служат лучшими визуальными помощниками, чем метрическая сетка Вашей DAW.
• Полностью автоматическая высотная коррекция практически никогда не предоставит правильную комбинацию точной высоты и музыкальности. Таким образом, готовьтесь провести некоторое время, вручную манипулируя работой соответствующих утилит.
• Окончание нот может быть не менее важным аспектом, чем начало. Особенно это актуально для басовых партий.
• Когда Вы делаете ритмическое или высотное редактирование, избегайте искушения доверять своим глазам больше, чем ушам. Хотя визуальное представление может ускорить процесс редакции, помните, что зачастую кривые на слух ноты отображаются как правильные, и наоборот.
• В процессе редактирования очень легко потерять перспективу, поэтому делайте частые перерывы. Перед тем, как решить, что редактирование уже закончено, обязательно слушайте весь трек целиком (желательно, не смотря на монитор).
2. Неправильная общая тональность микса.
Любой, кто слушал музыку на плейере с включенным режимом shuffle, должен был обратить внимание, что в коммерческих миксах нет стандартизированного количества низких, средних или высоких частот. Тем не менее, редко когда разумно сделать в своём миксе такую общую тональность, что заставит его выглядеть неуместно рядом с сопоставимыми коммерческими треками. Даже если у Вас есть возможность отдать своё творение на профессиональный мастеринг, где специалист приведёт в чувство тональный баланс песни, желательно всё-таки и во время сведения сравнивать свою работу со стилистически подобными коммерческими треками, чтобы на ранней стадии избежать очевидного тонального несоответствия. Дело в том, что радикальная эквализация, применённая на этапе мастеринга, наверняка разрушит Ваш тщательно выстроенный баланс между инструментами.
Меня удивляет, как часто домашние звукоинженеры позволяют этим тональным проблемам загнать себя в угол. Конечно, до некоторой степени здесь виноваты и капризы низкобюджетного мониторинга, и адаптируемость человеческого слуха, которые могут замаскировать перекошенную частотную характеристику и воспрепятствовать правильному восприятию общего тона. Хотя, по большей части, как я думаю, всё это похоже на безосновательные оправдания, поскольку под руками есть много дешёвых и лёгких средств. Вот некоторые полезные указатели:
• Импортируйте в свой проект несколько коммерческих треков (желательно создать для них отдельные выходные шины в мастер-секции DAW). Используя кнопки солирования, можно быстро переключаться между своим творением и ними, что позволяет оперативно выявлять все тональные различия. Да, и не забудьте так отрегулировать уровни коммерческих треков, чтобы их громкость была сопоставима с громкостью Вашего микса.
• По возможности, сравнивайте звучание своего микса на разных акустических системах и с различными уровнями громкости. Так Вы сможете обнажить многие тональные аспекты трека.
• Используйте анализаторы спектра с высокой разрешающей способностью. К примеру, есть очень приличный бесплатный анализатор Voxengo SPAN, но если Вы не сильно стеснены в бюджете, я бы всё-таки рекомендовал изучить более продвинутые инструменты, которые позволяют снять тональную характеристику с одного трека и применить его к другому. Это такие плагины, как Melda MAutoEqualiser и Voxengo Curve EQ, или оффлайновое программное обеспечение Har-Bal. Тем не менее, независимо от того, что показывает программа, будьте осторожны, если эти данные противоречат показаниям Ваших собственных ушей.
• В некоторых случаях, общий тональный дисбаланс можно исправить, просто загрузив в мастер-шину микса какой-нибудь высококачественный эквалайзер. Однако, если Вы будете использовать три или четыре полосы, делая в них значительные подъёмы или ослабления (более 3 – 4 dB), или применяя узкие фильтры (Q>1), то, скорее всего, придётся пересмотреть параметры эквализации индивидуальных каналов.
3. Противофаза.
Если при записи какого-то инструмента использовалось более одного микрофона, всегда есть опасность, что временные задержки между записанными сигналами при миксдауне вызовут эффект гребенчатой фильтрации. Подобные трудности также могут возникнуть при комбинировании микрофонных и линейных (DI) сигналов; при суммировании микрофонных стереопар или при монофонических посылах на эффекты; при триггеринге сэмплов вместе с живыми партиями. Большинство домашних звукоинженеров недооценивает важность борьбы с фазовыми несоответствиями, что часто приводит к миксам с кастрированными звуками и плохой моносовместимостью. Однако, все современные DAW предлагают широчайший инструментарий для преодоления данной проблемы. Это прецизионная задержка, инверсия фазы, all-pass фильтрация, сдвиг фазы, а также простое визуальное перемещение дорожек в окне редактора. Таким образом, нет никакой причины позволять гребёнчатой фильтрации поселяться в Вашем миксе. Вот некоторые советы:
• Прослушивание микса в моно – самый быстрый способ проверить, имеет ли какой стереосигнал проблемы с противофазой. Конечно, суммирование правого и левого каналов всегда будет приводить к определённым тональным изменениям, поэтому обращайте особое внимание на слишком явные вариации тона. Найдя проблемные места, попробуйте отрегулировать фазу только в одном из каналов «бракованного» стерео.
• На рынке представлено широкой разнообразие специализированных утилит для работы с фазой. Можно назвать такие коммерческие продукты, как Audiocation Phase, Voxengo PHA-979 или Littlelabs IBP Workstation (для UAD2), а также бесплатные Betabugs Phasebug и Variety Of Sound preFIX.
• Будьте осторожны при использовании многослойных конструкций из низкочастотных звуков. Поскольку фазы всех этих слоёв могут плавать относительно друг друга (к примеру, одновременно играет несколько аналоговых басов), то это может привести к спорадическим изменениям комбинированного тона на протяжении всей песни, причём эта проблема практически не поддаётся решению традиционными средствами.
Мониторинг.
Мониторинг – это большая проблема, когда дело доходит до сведения. Ведь, по сути, Вы сможете смикшировать только то, что слышите. Тем не менее, если подходить к делу с умом, можно добиться очень приличных результатов даже на сравнительно скромном оборудовании. Во-первых, независимо от того, сколько Вы собираетесь потратить на мониторы, попытайтесь вложить аналогичную сумму в акустическую обработку своего помещения. Лишь только так от Ваших инвестиций будет польза.
Во-вторых, приобретите маленький монитор с единственным динамиком (такой, как Avantone Mix Cube или Pyramid Triple-P), на котором Вы будете слушать свои миксы в моно. Также, он будет полезен в тех случаях, если по каким-то причинам Вы не можете установить надлежащие мониторы ближнего поля, и вынуждены большую часть времени сводить в наушниках.
И, напоследок, не забывайте слушать на различных громкостях и акустических системах. Делайте регулярные перерывы, чтобы сохранить свежесть слуха.
Перевод подготовил: Бережной Вячеслав.